МДОУ «Детский сад №11 «Золотой Петушок»

г. Ртищево Саратовской области»

Суббота, 06.12.2025, 11:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Методическая копилка

Фольклор в развитии речи детей
Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через
- народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),
- народные песни, музыкальные инструменты,
- умение найти и выделить русский народный костюм,
- знание народных игрушек и народных игр,
- произведения народного декоративного искусства,
- знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей.
- знаний, чем питались и каким блюдам отдавали предпочтение русские люди,
- как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.
Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.
Потешки, пальчиковые игры.
В устном народном творчестве хорошо сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии.
Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Например, при умывании используется потешка:
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Что б смеялся роток,
Что б кусался зубок.
В старших группах используются пальчиковые игры.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик - я,
Это вся моя семья.
Загадки.
Именно в загадках сфокусированы наблюдения за характерными изменениями в природе, поведение животных, насекомых, птиц и многое другое. Загадки- полезное упражнение для детского ума. При отгадывании загадки, ребёнок разоблачает то, что хитро спрятано и скрыто. Загадки используются на занятиях, прогулках, индивидуальных беседах с детьми.
Загадки требуют от ребёнка наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Русские народные игры.
Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение в жизни ребёнка. «Жмурки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Лиса и куры» , «Молчанка», «Воробушки», и др. В этих играх звучит художественное слово, позволяет ребёнку прикоснуться к духовному богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх проявляется смекалка, ловкость, чувство товарищества, любознательность, интерес.
Сказки.
Сказка помогает разобраться, что такое хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, фантазию, воображение, а также духовно- нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Пословицы, поговорки, считалки.
Пословицы используются в старших группах. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них очень легко запоминаются. «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь», «Труд человека кормит, лень портит», «Весна красна цветами – а осень плодами» и т.д. Помогают в работе по воспитанию и считалки, которые используются в подвижных играх для установления очерёдности, для определения кому начинать игру.Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, тренируется память, чувство ритма

От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения , во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становление его как личности.
Категория: Методическая копилка | Добавил: Гончарова_Лариса (06.06.2014) | Автор: Лариса Гончарова
Просмотров: 569 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]